Неправильное начисление коммунальных платежей на практике встречается довольно часто. Причин такой ситуации может быть много, начиная от обычной халатности и заканчивая недобросовестностью управляющей компании. Каждый факт нарушений требует отдельного разбирательства, результаты которого в итоге определяют меру наказания.
Особенности начислений в 2019 году
В их число входят оплаты за следующие виды работ:
- техническое обслуживание здания и инженерных систем;
- вывоз различных отходов;
- проведение текущего и капитального ремонта;
- отопление помещений;
- подача электроэнергии, газа;
- снабжение водой и ее отведение.
На каждую из перечисленных групп формируется отдельный тариф, который с течением времени может корректироваться. Сегодня применяются одноставочные и дифференцированные расценки. Сумма оплаты за воду и иные ресурсы проводится на основании индивидуальных приборов по учету потребленных ресурсов, а при их отсутствии применяются средние показатели.
Причины неправильного начисления и порядок действий
Сегодня расчет сумм в квитанциях осуществляется при помощи программ, поэтому риск ошибок свойственных ручным расчетам исключен.
Ошибки определения размера платы за использование коммунальных услуг возникают по следующим причинам:
- умышленное неправильное начисление для завышения сумм;
- включение в платежку не оказываемых услуг;
- проведение расчетов на основе старых баз;
- ошибочное применение ставок;
- неправильный ввод данных в программу.
Начисления могут проводиться на основании данных счетчиков, площади квартиры или количества зарегистрированных лиц. Часто ошибки встречаются при использовании устаревшей информации о количестве лиц, в данный момент зарегистрированных и проживающих в квартире. Такие ситуации происходят в случае смерти жильца или его выбытия для проживания в другом месте. Исправить подобное довольно просто и доя этого необходимо оформить заявление с просьбой устранить неточность в проводимых расчетах.
Завышенная сумма в квитанции
Завышенная сумма в квитанции может быть вызвана ошибкой нанимателя или собственника помещения, неправильно указавшего показания счетчиков. В такой ситуации может быть выписана новая платежка либо выполнен перерасчет, результатом чего излишне уплачена сумма будет направлена в счет погашения задолженности будущих оплат.
Вопросы неправомерных начислений сегодня могут быть разрешены несколькими способами. Наиболее простым, но не всегда результативным является обращение в УК.
Порядок обращения в организации выглядит следующим образом:
- УК;
- жилищная инспекция;
- органы прокуратуры;
- суд.
УК обязана отреагировать на обращение гражданина и дать ответ. При отсутствии внятных разъяснений и готовности выполнить перерасчет, официальная жалоба на неправильный расчет начислений подается в контролирующий деятельность управляющих компаний орган.
В органы прокуратуры обращаются в случаях, когда предыдущие оказались не результативными. В большинстве случаев подобный способ используется при выявлении серьезных нарушений, регулярном включении в квитанции платежей за несуществующие услуги, наличии доказательств о хищении средств. Последствия для виновников могут быть весьма плачевными, вплоть до уголовной ответственности. Заявление может быть подано лично, путем отправки заказанного письма либо путем использования сервиса сайта областной прокуратуры.
Ответственность компании и наказание в 2019 году
При нарушении правил расчета управляющая компания обязана:
- Выполнить перерасчет и вернуть незаконно начисленные средства;
- Выплатить штраф, сумма которого напрямую зависит от размера завышения.
Штраф УК по действующим на текущий момент правилам составляет 50% от суммы завышенной оплаты по сравнению с правильной цифрой. Рассчитывать на перерасчет владелец может в случае, если зафиксирован факт предоставления некачественных услуг либо их осуществления с перерывами, длительность которых превысило установленный норматив. Претензии подобного характера направляются в Роспотребнадзор, решение которого может предусматривать штраф в размере 30%.
Нюансы уплаты штрафа
При своевременном обнаружении ошибки в начислениях и исправления ситуации до момента обращения владельцев квартир штраф не уплачивается. В случае законности претензий расчет проводится в течение 2 месяцев. Денежные средства не перечисляются на счет заявителя, а используются в виде погашения будущей задолженности. Начисленные суммы прописываются в квитанции отдельной строкой.
При выявлении факта неправильных начислений в квитанции и отсутствии действий со стороны УК владелец вправе сразу обращаться в суд, минуя надзорные органы по контролю деятельности управляющих компаний.
В пакет документов входит:
- заполненный бланк иска;
- документы правоустанавливающего характера;
- квитанции по оплате коммунальных услуг;
- копию с заявления в адрес УК
- квитанцию об оплате госпошлины.
В заявлении потребуется подробно и четко изложить суть проблемы, сославшись на действующие нормы законодательства. При обращении в суд обязанности по предоставлению фактов нарушения в части неправильно выполненных начислений, некачественного предоставления услуг лежит на истце. В связи с этим потребуется сослаться на официальные документы и привести обоснованный расчет сумм.
Неправильное начисление оплаты за предоставленные объемы коммунальных услуг чревато наказанием в виде штрафа. Базой является сумма превышения, и максимальный размер составляет 50%. Владелец квитанции вправе обращаться в УК с требованием о проведении перерасчета, а при невозможности мирного урегулирования вопрос решается путем обращения в орган надзора либо суд.