Необходимость восстановить свидетельство о заключении брака может возникнуть по разным причинам. Свидетельство можно потерять, либо утратить к нему доступ в силу различных жизненных обстоятельств.
Значимость свидетельства о браке
Одним из таких обстоятельств, к примеру, может быть ситуация, когда один из супругов удерживает свидетельство о браке у себя для того, чтобы помешать началу бракоразводного процесса вторым супругом.
Чрезмерное стремление сохранить свидетельство в хорошем состоянии также иногда становится причиной возникновения необходимости его замены. Речь идет о случаях, когда граждане ламинируют полученные свидетельства. Дело в том, что закон запрещает это делать и обязывает граждан менять такие документы.
Куда нужно обратиться для получения дубликата свидетельства о браке?
При возникновении необходимости в восстановлении свидетельства о браке, следует обратиться в тот ЗАГС? в котором брак был зарегистрирован. Но не всегда обращение именно в этот орган бывает удобным. Так, например, гражданин, у которого возникла необходимость в замене свидетельства, может проживать в другом городе.
В некоторых регионах, обратиться за дубликатом свидетельства, можно через многофункциональный центр (МФЦ). Также, закон позволяет направить электронное заявление через Госуслуги. Но, для этого, заявитель должен иметь электронную подпись и быть зарегистрированным на портале, с получением доступа к стандартному профилю.
Кто может обратиться за получением дубликата свидетельства?
Законом установлен круг лиц, имеющих право обратиться за дубликатом свидетельства.
Так, заявителями могут быть граждане, в отношении которых было выдано утерянное или утраченное свидетельство. При этом, для получения дубликата свидетельства о браке, достаточно обращения с заявлением только одного из супругов. Присутствие второго супруга, а также специальных полномочий или разрешений с его стороны не требуется.
Вместо граждан, признанных судом полностью недееспособными, с соответствующим заявлением в ЗАГС должны обратиться их опекуны. Иные лица, вправе подавать заявления о получении дубликата свидетельства, а также прилагаемые к нему документы, на основании нотариальной доверенности, выданной гражданами, имеющими право быть заявителями по закону.
Какие документы нужно предоставить при обращении за дубликатом свидетельства?
Для восстановления свидетельства, в регистрирующий орган потребуется предоставить следующие документы:
- Заявление;
- Паспорт гражданина;
- Квитанция об оплате пошлины;
- Документ, подтверждающий право на обращение за дубликатом свидетельства.
Документы, подтверждающие право на обращение за дубликатом свидетельства
К числу таких документов, можно, в зависимости от ситуации, отнести следующие:
- Доверенности на представителей;
- Документы, подтверждающие родство;
- Свидетельство о смерти или судебное решение о признании умершим гражданина, на имя которого было выдано свидетельство;
- Документы, подтверждающие опекунство над недееспособным гражданином;
- Иные документы, согласно действующему законодательству РФ.
Доверенность на представителя
Доверенность подписывается заявителем и подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
Как составить заявление?
Как правило, бланки заявлений выдаются сотрудниками ЗАГСа, при обращении к ним. На стендах вывешиваются образцы заполнения таких заявлений.
Однако, заявление можно подготовить и самостоятельно. Составляется оно по утвержденной форме (ф.19) и может быть заполнено как с помощью компьютера, так и вручную, чернилами черного или синего цвета.
Заявление должно содержать следующие сведения и информацию:
- Кому оно адресовано (территориальное отделение ЗАГС, в который оно подается);
- Полное имя заявителя, включая его фамилию, и, при наличии, отчество;
- Паспортные данные заявителя;
- Контактная информация;
- Дата и место заключения брака;
- Причина обращения за дубликатом свидетельства (например, утеря первоначального свидетельства или его порча);
- Дата составления заявления;
- Подпись заявителя.
Заявление не должно иметь заломов, приписок, исправлений и помарок. Также запрещается писать заявление карандашом или иным способом, позволяющим в дальнейшем внести поправки в информацию, включенную в него.
Сколько стоит получение дубликата свидетельства?
При обращении в ЗАГС за получением нового свидетельства придется оплатить госпошлину, в размере 350 рублей. Квитанцию на оплату можно получить у сотрудников ЗАГСа. Некоторые отделения оборудованы специальными терминалами, с помощью которых можно легко и быстро осуществить необходимый платеж.
При обращении через портал Госуслуг, а также при личном обращении, оплата может быть совершена также и в электронном виде.
В какие сроки выдается дубликат свидетельства
При личном обращении в ЗАГС, зарегистрировавший брак, о котором требуется повторное свидетельство, оно выдается на руки гражданину в день обращения. Если же документы направляются по почте или через Госуслуги, сроки увеличиваются на время, требуемое для пересылки документов.
Отказ в выдаче повторного свидетельства
В случаях же, если такое свидетельство запрашивается в подтверждение смены фамилии, то органами ЗАГС выдается вместо него специальная справка, содержащая необходимую информацию и сведения.
Как выглядит дубликат свидетельства?
Повторное свидетельство выдается на таком же бланке, как и первоначальное свидетельство. Однако, оно содержит отметку о повторной выдаче.
Также важно учитывать тот факт, что повторное свидетельство будет выдано с другим номером, следовательно, первоначальное свидетельство утратит свою юридическую силу с момента выдачи дубликата. Даже, если первое свидетельство после получения дубликата, удастся найти, использовать его все равно уже не получится.
Подводя итоги, кратко опишем основные шаги, направленные на получение повторного свидетельства о заключении брака.
Получение через ЗАГС
- Обратиться в ЗАГС за получением бланка заявления, квитанции на оплату пошлины и перечня документов, требуемых для получения повторного свидетельства, исходя из конкретной ситуации;
- Составить заявление;
- Оплатить пошлину;
- Подать документы;
- Получить на руки свидетельство.
Получение через Госуслуги (доступно для граждан, имеющих электронную подпись)
- Зарегистрироваться на портале Госуслуг;
- Подтвердить свои данные в установленном порядке, для получения возможности подачи заявлений;
- Оплатить госпошлину;
- Подать заявление в форме электронного документа;
- Получить свидетельство по почте.