Акт обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи выступает одним из документов, на основании которого формируется заключения о необходимости оказания поддержки со стороны государства или приятия соответствующих мер для исправления ситуации. Составление подобного документа характеризуется определенными особенностями, знание которых позволит избежать негативных последствий и получить ожидаемый результат.
Что это за справка: зачем она нужна, кто выдает.
Акт обследования в части выяснения особенностей жилищно-бытовых условий семьи часто составляется органами опеки и иными контролирующими организациями с целью выявления нарушений общепринятых норм.
Подобный вид документа считается обязательным в следующих обстоятельствах:
- граждане выразили намерения усыновить ребенка;
- необходимо взять несовершеннолетнего под опеку;
- имеются подозрения в недобросовестности родителей;
- ребенок ставится на учет в ИПДН.
Такие ситуации часто связаны со следующими обстоятельствами:
- выявление фактов жестокого обращения с ребенком;
- не соблюдение несовершеннолетним гигиены;
- серьезные проблемы с успеваемостью;
- отсутствием должных условий для воспитания;
- антисоциальный образ жизни родителей.
Акт часто требуется при переезде и продаже недвижимости, на территории которой зарегистрирован несовершеннолетний или он выступает одним из собственников помещения. Подобный документ позволяет удостовериться, что родители добросовестно выполняют обязанности и права ребенка не будут ущемлены в ходе имущественной сделки.
Порядок оформления акта обследования социально-бытовых условий.
Акт обследования может составляться специалистами различных ведомств в зависимости от того, какие обстоятельства потребовали его оформления. Результатом станет положительное или отрицательное заключение, на основание которого будут сделаны соответствующие заключения.
На практике возможны следующие варианты:
- ООиП — поступление заявления о желании усыновить ребенка или выступить в роли опекуна, необходимость проверки факта ненадлежащего исполнения обязанностей законных представителей, постановка вопроса о лишении родительских прав и необходимости устройства несовершеннолетнего в специализированное заведение;
- Образовательные организации — неуспеваемость ребенка, появление со стороны учащегося неадекватного или агрессивного поведения, неопрятный внешний вид несовершеннолетнего или жалобы с его стороны на плохое обращение в семье;
- Медицинские заведения — фиксация признаков жестокого обращения с ребенком, подозрения на плохое обращение и насилие;
- Роспотребнодзор — нарушения норм санитарно-эпидимелогического характера в помещении, жалобы соседей на создание жильцами неблагоприятной для проживания обстановки;
Инспекция по делам несовершеннолетних — совершение ребенком уголовного или административного нарушения, постановка на учет, выявление противоправных деяний родителей в отношении собственных детей.
Сведения также получают посредством личного общения со взрослыми и детьми, личной оценки ситуации и информации от ближайшего окружения. На основании акта делается вывод о существовании удовлетворительных или неудовлетворительных социально-бытовых условиях.
Скачать акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
Содержание акта проверки.
При обследовании оценке подлежат различные факторы, в том числе наличие жилья достаточной площади и комфортность окружающей обстановки. Оценке подлежит качество функционирования систем водоснабжения, канализации и электрических сетей.
Положительное решение выносится при соблюдении следующих условий:
- наличие работоспособных инженерных систем;
- достаточное количество мебели и техники;
- соответствие обстановки санитарным нормам;
- соответствие нормы площади на человека;
- достаточность и уровень получаемого дохода.
В стандартный перечень подразделов акта входит:
- наименование документа и дата проведения обследования;
- данные детей и их законных представителей;
- сведения о трудовой деятельности родителей;
- особенности участия взрослых в воспитании несовершеннолетних;
- социальный статус законных представителей, состояние их в браке или разводе;
- описание обстановки помещения и бытовых условий для воспитания ребенка;
- соответствие помещения санитарным, эпидемиологическим и иным видам норм;
- наличие иных родственников, жильцов и нюансы семейных взаимоотношений.
Если речь идет об опекунстве и усыновлении, то предварительный день обычно назначается по согласованию сторон. Инспектор в дальнейшем будет обязан провести повторное обследование условий на предмет выявления нарушений и их устранения. Периодичность проверок устанавливается в зависимости от ситуации, характеристик семьи и особенностей взаимоотношений между ее членами.
Сроки оформления и обжалования.
На оформление акта сотрудникам организации отводится 3 рабочих дня, а отсчет начинается от даты подачи соответствующего заявления. Если речь идет о межведомственном взаимодействии, то срок может быть увеличен до 5 суток.
Услуга предоставляется на безвозмездной основе, а при необоснованном отказе можно обратиться к руководству организации или в вышестоящую инстанцию. Если подобный документ требуется для лишения родительских прав, то его оформления и доставки для разбирательства потребует суд.
Отказ от сотрудников уполномоченного органа может поступить в следующих ситуациях:
- неправильное оформление заявления;
- частичное предоставление документов;
- использование нецензурной лексики;
- обращение в алкогольном опьянении.
При несогласии с результатами акта или наличии иных претензий заявитель вправе пройти процедуру обжалования, воспользовавшись механизмами досудебного или судебного разбирательств. Причиной обращения к таким способам может быть также бездействие ответственных за проведение мероприятий лиц.
Жалоба может быть направлена при использовании следующих вариантов:
- лично;
- через МФЦ;
- почтой.
Для рассмотрения обращения в документе должна быть подробно описана суть обращения, наименование предоставляющего услугу органа, данные и контактные данные заявителя. Основанием для подачи может выступать необоснованный отказ и нарушение временного срока, отведенного для предоставления услуги.
Образец акта можно скачать в открытых источниках и на нашем сайте, в том числе сайтах государственных ведомств. Бланк можно также получить при личном посещении учреждения, что позволит получить представление о его будущем содержании. При необходимости можно получить консультацию о нюансах и особенностях предоставляемой услуги.
Необходимость оформления акта обследования жилищно-бытовых условий может быть обусловлена различными обстоятельствами. Процедура характеризуется четкой регламентацией, а при несогласии с результатами заявитель всегда может обратиться с претензиями к руководству организации или в вышестоящую инстанцию.