При приобретении жилой недвижимости российские граждане имеют право на получение налогового вычета. Для использования такой возможности важно знать, как осуществляется подача и оформление декларации при покупке квартиры. Соблюдение всех условий и требований позволит сохранить время и силы, а также позволит выбрать наиболее удобный способ отправки документов.
Зачем и когда стоит подавать декларацию
Сегодня российские граждане, имеющие официальную работу и являющиеся плательщиками налоговых отчислений, имеют право получить имущественный вычет. На практике это означает, что при выполнении всех требований и подачи необходимых документов, они имеют возможность получить 13% от своих понесенных на приобретение жилья расходов. При этом потраченные средства могут быть как личными сбережениями, так и заемными.
Законодательно ограничены лимиты, определяющие суммы для получения возвратных средств. Если жилье приобретено в ипотеку, то ограничение установлено на уровне 3-х млн. рублей. Если были задействованы собственные средства, то лимит установлен на уровне 2 млн. рублей.
В связи с этим целесообразность подачи декларации появляется в следующих случаях:
- имеются достаточные основания для получения вычета, то есть лимит не был исчерпан ранее, гражданин имеет право на возврат;
- существуют документы, способные подтвердить факт расходов;
- декларация 3-НДФЛ оформлена правильно с учетом требований по оформлению;
- соблюдены сроки подачи документов;
- сделка не была заключена между близкими родственниками.
Временные ограничения для подачи документов
После приобретения жилой площади для получения вычета по налогам, требуется подать декларацию с учетом всего календарного года. При этом не имеет значения, в каком месяце была проведена покупка квартиры. Согласно Налоговому Кодексу, документы могут быть поданы только после завершения года, в котором возникли расходы по приобретению жилья.
В случае покупки квартиры ограничений по срокам подачи 3-НДФЛ законодательно не закреплено, поэтому до какого числа будут поданы документы, решает сам гражданин. Пакет может быть направлен в налоговую в любой месяц, важно сделать это после окончания года, в котором была приобретена недвижимость.
Как правильно оформить и подать декларацию
Налоговая декларация оформляется по строго установленной форме, именуемой 3-НДФЛ. Документ представляет собой набор бланков, некоторые из которых физическому лицу требуется заполнить. Расчетные данные требуется заполнять на основании информации, которая содержится в справке 2-НДФЛ, остальные сведения берутся из документов по жилой недвижимости. При покупке квартиры в большинстве случаев заполняется титульный лист и 3 следующих за ним листа.
Заполнить декларацию можно следующими способами:
- самостоятельно, скачав бланк документа из открытых источников;
- при помощи специальных программ;
- путем привлечения услуг специалистов, работающих в сфере оформления документов для физических лиц.
Декларация подается в налоговую инспекцию в одном экземпляре. При этом рекомендуется делать два печатных экземпляра, каждый из которых потребуется подписать и указать дату. При личном обращении в государственный орган следует попросить инспектора на втором экземпляре поставить отметку о принятии документа. Это будет доказательством того, что декларация действительности была представлена.
Подать документы в налоговую инспекцию можно не только лично.
Существуют следующие способы представления декларации:
- по почте;
- через интернет;
- при помощи сервиса портала налоговой службы.
Сегодня многие граждане предпочитают обращаться за помощью к сторонним лицам или программам в части оформления декларации. Одним из популярных способов является использование сервиса сайта www.nalogia.ru. На сайте можно скачать бланк документа, воспользоваться услугой онлайн-подачи или оформления «под ключ». При необходимости можно получить консультацию профильного специалиста по телефону или в процессе общения в чате. При выборе варианта отправки через интернет с использованием сервиса личного кабинета потребуется подтвердить документы личной электронной подписью.
Перечень основных документов
Для получения вычета вместе с декларацией требуется предоставить копии удостоверения личности и документы, удостоверяющие факт потраченных на приобретение квартиры средств. Перечень их может отличаться в зависимости от того, была приобретена недвижимость на собственные или ипотечные средства.
Основной перечень документов:
- заявление;
- копия паспорта;
- справка 2-НДФЛ;
- подтверждение факта оплаты в виде расписки либо выписки из банка;
- документ, подтверждающий право собственности;
- договор купли-продажи.
Если недвижимость была приобретена с привлечением ипотечного механизма, то дополнительно к перечисленным документам необходимо предоставить:
- копию кредитного договора;
- график выплат;
- банковскую справку по оплате займа.
В заявлении на возврат потребуется указать способ получения вычета. Сегодня возможен вариант получения у работодателя либо непосредственное перечисление на указанный в документе расчетный счет. При подаче документов в налоговой службе рекомендуется иметь оригиналы при себе, так как инспектор может попросить предоставить их для проверки.
Важные моменты
Декларацию всегда подают в инспекцию, отделение которой находится по адресу места жительства гражданина, указанного в паспорте. При отсутствии постоянной прописки документы передаются по адресу временной прописки. Если причиной подачи 3-НДФЛ стало продажа имущества, то форма подается по адресу регистрации реализованного объекта. Во всех остальных случаях физическое лицо вправе подать документы по месту последнего жительства или пребывания
Согласно действующим правилам декларацию подает гражданин, купивший квартиру. При невозможности совершения таких действий лично, сделать за него это может другое лицо при наличии нотариальной доверенности, в том числе человек, не являющийся родственником. В этом случае к пакету документов добавляют копию доверенности, а инспектору демонстрируют оригинал.
При покупке квартиры и желании получить налоговый вычет декларация подается в течение года, который следует за годом приобретения недвижимости. Оформить документ можно самостоятельно или с привлечением услуг третьих лиц. Сегодня существует несколько вариантов отправки документов в налоговый орган. Содержание пакета бумаг зависит от того, на собственные или заемные средства была куплена жилая недвижимость.