Сегодня существует несколько способов, при помощи которых можно стать собственником жилья, и приватизация комнаты в коммунальной квартире является одним из них. Для исключения неприятных последствий важно знать о нюансах проведения подобной процедуры и изучить основные правила оформления документов.
Какую комнату можно приватизировать
Приватизация представляет собой процедуру бесплатной передачи частному лицу имущества, имеющего статус государственного. Подобная возможность была дана российским гражданам в начале 90-х сразу после распада СССР. Под коммунальной квартирой в обычной жизни часто понимается жилой объект, блага которого используются несколькими лицами.
В число совместных помещений обычно входит:
- кухня;
- ванная;
- коридор;
- балконные конструкции;
- туалет.
Приватизация комнаты в коммунальной квартире возможна только при условии, что объект недвижимости находится в составе муниципального или государственного фонда, а гражданин получил его в соответствии с договором социального найма. При помощи механизма приватизации невозможно стать владельцем комнаты в общежитии, находящегося на балансе предприятий или негосударственных организаций.
С чего начать и порядок действий
Главная проблема приватизации часто заключается в отсутствии достаточных оснований для возможности передачи комнаты в собственность. Если недвижимость не имеет статус муниципального или государственного жилья, то инициировать процесс будет невозможно, так как при невыполнении такого условия она не попадает под закон о приватизации. Существует перечень помещений жилого назначения, которые не могут подлежать приватизации.
В их число входят:
- объекты, призванные аварийными;
- общежития предприятий;
- жилье, находящееся на территории военных и закрытых поселений
- недвижимость социального назначения, в том числе школы и больницы.
Пошаговая инструкция приватизации:
- Уточнить возможность проведения приватизации комнаты, обратившись в орган местного самоуправления и получив выписку из реестра;
- Подготовить перечень документов;
- Предоставить пакет бумаг в уполномоченный орган путем личного обращения в МФЦ или посредством сервиса интернет;
- Подписать договор о передаче жилого объекта в частную собственность;
- Пройти регистрацию и получить выписку из ЕГРН.
Описание процесса и перечень необходимых документов
Начало процесса инициируется написанием заявления по установленной форме. Оно должно быть заверено организацией, которая отвечает за эксплуатацию сооружения. Документ подписывается всеми жильцами коммунальной комнаты, которые достигли совершеннолетнего возраста. Допустимо оформление отдельных заявлений, то есть каждое лицо пишет заявление от собственного имени.
Какие нужны документы:
- Удостоверения всех жильцов комнаты вне зависимости от того были ли они изначально вписаны в ордер, внесены в список жильцов после рождения или позднее, важно наличие у них регистрации и прав для проживания;
- Ордер либо договор о социальном найме;
- Документы технического характера на квартиру и комнату;
- Справка о том, что с долгом в ЖКХ проблемы отсутствуют;
- Справка о лицах, проживающих в комнате и их количестве, оформленная в управляющей компании или службе миграции;
- Документ об отсутствии использования гражданами ранее возможности права приватизации, за исключением ситуации, когда оно использовалось в детском возрасте;
- Заверенный нотариально отказ в случае, если один из жильцов не желает участвовать в процессе приватизации;
Подобный пакет документов считается минимальным, поэтому при рассмотрении могут быть запрошены и ряд других бумаг. При необходимости составления технических документов жильцам потребуется заплатить за предоставление подобных услуг. Их стоимость и общая величина расходов устанавливается в соответствии с действующими тарифами. Они утверждаются органами местной власти, поэтому в разных регионах могут незначительно отличаться.
Куда подавать документы
Полный пакет документов подается в территориальное подразделение МФЦ. Подобные организации сегодня действуют по принципу «одного окна», то есть специалисты примут заявление и при необходимости проконсультируют по возникающим вопросам. От комиссии по жилищным вопросам в течение 2-х месяцев должно прийти решение в виде согласия или отказа в части возможности приватизации в коммунальной квартире комнаты. При несогласии с отрицательным заключением заявитель имеет право обратиться в суд.
После получения разрешения на приватизацию комнаты необходимо заключить договор о передаче недвижимости в собственность.
В документе указывается:
- информация о жилом помещении;
- перечень технических параметров комнаты;
- список собственников, участвующих в процессе;
- размер долей каждого из участников.
Процедура оформления договора носит безвозмездный характер. Стоимость в 2019 году регистрации для последующего перехода права владения составляет 2 000 рублей, что соответствует размеру госпошлины. При наличии нескольких лиц сумма умножается на размер доли, которую получает в праве собственности каждый участник приватизационного процесса. После получения выписки из ЕГРН процесс будет завершен. Для собственников это означает, что они смогут свободно распоряжаться принадлежащим им имуществом.
Вопросы целесообразности
Приватизация всей квартиры выгодна с финансовой точки зрения, так как стоимость отдельного помещения в виде комнаты в разы меньше. Специалисты рекомендуют сначала пробовать заключить договор социального в отношении всего помещения, а только затем приступать к оформлению. При принятии решения о расселении жильцов коммунальных квартир можно также рассчитывать на получении большей площади.
Передача права собственности частному лицу связана не только с возможностью свободно распоряжаться имуществом, она приводит к появлению определенных обязанностей.
В число основных входит:
- ежегодная уплата налога на имущество;
- · поддержание должного состояния общего имущества наравне с другими сособственниками;
- участие в осуществлении расходов, связанных с вопросами капитального ремонта.
- Преимуществами приватизированного жилья принято считать:
- возможность прописать на территории жилого помещения любого другого человека;
- получение во владение имущества, которое в дальнейшем можно продать и получить доход;
- допустимость использования комнаты в качестве залога по ипотечному кредиту, а заемные средства направлены на улучшение жилищных условий;
- владелец может нет только продать комнату, но и подарить ее, а после смерти она перейдет к наследникам.
При желании продать комнату собственнику придется заплатить налог с доходов, полученных от реализации недвижимости. При этом сделка по отчуждению его доли без согласия соседей будет невозможна. Действующее законодательство в подобной ситуации требует соблюдения правила преимущественной покупки. Оно заключается в том, что сначала предложение о продаже комнаты должно быть сделано действующим сособственникам, а только при их отказе можно искать покупателей среди третьих лиц.