Ответственность за незаконное использование земельного участка уполномоченные органы определяют на основании характера и последствий правонарушения. Оно может повлечь различные вида наказаний, поэтому следует иметь представление о возможном развитии сценария.
Штраф за самовольный захват земли: за что грозит наказание.
Ответственность за действия в виде самовольного захвата территории предусмотрена ст. 7.1 КоАП. Подобные действия часто совершаются гражданами, индивидуальными предпринимателями и организациями при осуществлении хозяйственной деятельности.
Под самовольным захватом понимаются активные мероприятия с целью установления владения над не принадлежащей на правах собственности или аренды землей.
Они могут быть связаны со следующими манипуляциями:
- огораживание территории;
- возведение препятствий;
- размещение сооружений;
- посев и посадка растений.
На практике самовольным признается следующие обстоятельства пользования участком:
- До принятия решения со стороны органа исполнительной власти решения в части предоставления, продажи или выделения земельного надела;
- До момента заключения договора по отчуждению или иных юридически значимых документов, который способны подтвердить переход права собственности;
- До завершения процедуры регистрации и получения полного комплекта правоустанавливающих документов;
- До определения границ территории, предусмотренных нормативными актами местного самоуправления или иными регламентирующими документами;
- Использование земельного надела не по назначению, то есть игнорирование правил выделения участка под сельскохозяйственные цели, индивидуальное строительство, производственной и иного вида деятельности.
Какой вид юридической ответственности: штрафы, уголовное наказание, компенсации, моральный и материальный ущерб.
Самовольный захват чреват административным, имущественным или уголовным видом наказания. Конкретный вид определяется уполномоченными сотрудниками контролирующих органов или судом.
К учету принимаются следующие обстоятельства:
- характер правонарушения;
- тяжесть наступивших последствий;
- личность виновного лица;
- наличие смягчающих обстоятельств.
Самовольно занятый участок возвращается законному собственнику, пользователю или арендатору. При этом нарушитель не может рассчитывать на возмещение затрат, которые были им потрачены за время незаконного пользования территорией.
Предписание контролирующих органов может предполагать приведение земельного надела в первоначальное или пригодное состояние. Подобное означает, что все самовольно возведенные здания и строения должны быть ликвидированы за счет собственных средств нарушителя.
Игнорирование наложенных санкций чревато увеличением суммы штрафа и более серьезными последствиями. Если нарушение не устраняется в добровольном порядке, то возможны принудительные действия на основании судебного решения.
Сопротивление представителям правоохранительных структур может повлечь уголовное наказание. Если судом нарушитель будет признан виновным по ст. 330 УК, то за проявленное самоуправство может быть назначена уголовная ответственность. Наказание может предполагать заключение и лишение свободы на 5 лет.
Размер штрафов за самозахват земли.
Размер штрафа зависит от нескольких факторов: юридического статуса нарушителя и наличия у земельного участка кадастровой стоимости. При ее наличии наказание определяется в процентном отношении от стоимости участка.
Для нарушителя оно чревато следующими расходами:
- для гражданина — от 1 до 1,5% и сумма от 5 000 рублей;
- для должностного лица — от 1,5 до 2% и сумма от 20 000 рублей;
- для организации — от 2 до 3% и сумма от 100 000 рублей.
При осуществлении предпринимательской деятельности нарушитель понесет наказание как юридическое лицо. Если речь идет о самовольном захвате части территории, то штраф будет рассчитываться с учетом кадастровой стоимости и исчисляться пропорционально занятой территории.
Отказ от добровольного выполнения предписаний чреват следующим штрафами:
- для гражданина — от 10 000 до 20 000 рублей;
- для должностного лица — от 30 000 до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3-х лет;
- для организации — от 100 000 до 200 000 рублей.
Если в течение года будет выявлено повторное правонарушение, то сумма административного штрафа на физического лица может составить от 30 000—50 000 рублей. Для должностного и юридического лица наказание может достигать 100 000 и 300 000 соответственно.
Кто выписывает протокол, куда жаловаться.
Самовольный захват территории может быть обусловлен различными обстоятельствами. Нередко заявления о выявлении подобного вида нарушения исходят от жителей многоэтажек, когда речь идет о незаконном использовании парковочных мест или придомовой территории. В такой ситуации протокол составляется участковым уполномоченным полиции.
Для использования последнего варианта потребуется предоставить следующие документы:
- оформленное по правилам заявление;
- удостоверение личности;
- подтверждение права владения участком;
- межевой план и кадастровый паспорт;
- переписку с государственными органами;
- фото- и иные доказательства нарушения;
- акт о самовольном захвате территории.
Обязанности по надзору за соблюдением земельного законодательства лежат на специалистах Росреестра. Ведомство отвечает за соблюдение правил оформления права пользования землей, в том числе на правах аренды. Оно контролирует соблюдение условий использования территорий, предназначенных для строительства, садоводства и иных целей. Для надлежащего выполнения функций используются различные способы, плановые и внеплановые проверки, данные спутников и летательных устройств.
Образец акта о самовольном занятии земельного участка.
В документе указывается следующая информация:
- сведения о нарушителе;
- адрес проживания виновного лица;
- местонахождение земельного участка;
- уникальный кадастровый номер;
- список уполномоченных лиц;
- цель и задачи контрольной проверки;
- правовые основания;
- временные сроки процедуры.
В адрес проверяемого лица должно быть направлено уведомление о предстоящем мероприятии. По результатам проверки осуществляется подготовка акта в соответствии требованиям законодательства и должностными инструкциями.
Документ содержит следующую информацию:
- дата и точное время оформления;
- название контролирующего органа;
- дату и номер распоряжения-основания;
- сведения о нарушителе;
- итоговые результаты проверки;
- меры и сроки устранения нарушения.
Если ранее предписания в отношении виновного уже были, то подобные нюансы также упоминаются в акте. К документу могут быть прикладываться приложения в виде разъяснений гражданина, в отношении которого была проведена проверка, результаты проведенных замеров территории и копии правоустанавливающих документов.
Можно ли избежать штрафа: что делать.
Если на гражданина была подана жалоба, то он вправе предпринять необходимые меры с целью предотвращения наказания. При наличии необоснованных претензий разрешение споров часто происходит с привлечением механизма судебного разбирательства.
При желании получить право пользования на земельный надел необходимо получить правоустанавливающие документы пройти бюрократическую процедуру. На первом этапе необходимо уточнить, кто в действительности выступает собственником конкретной территории.
Им может оказаться:
- физическое лицо;
- организация;
- садовое товарищество;
- муниципалитет.
Определить владельца и границы земельного участка поможет запрос в госреестр или администрацию. Решение вопроса о законном пользовании территории может решаться посредством выкупа или с использованием иного варианта, что во многом зависит от статуса владельца. Земли муниципального фонда часто предоставляются на условиях аренды или предполагают целевое их использование.
Незаконный захват земельного участка может привести к существенным финансовым потерям, а ответственность за подобный вид нарушения предполагает возможность уголовного наказания. Избежать негативных последствий поможет правильное оформление правоустанавливающих документов и соблюдение установленных границ.