Снять обременение с квартиры после погашения ипотеки в Сбербанке, учитывая то, что кредитор теперь делает это самостоятельно, достаточно просто. Преимущество такой возможности заключается еще и в том, что заемщику практически ничего не нужно делать, разве что исполнить обязательства перед банком в полном объеме. Как снимается обременение с предмета залога, если ипотека оформлена в Сбербанке, рассмотрим ниже.
Что означает обременение и для чего его нужно снимать
Под обременением ипотечной недвижимости следует понимать временное ограничение ее владельца в правах. При этом под понятием временного подразумевается период, в течение которого заемщик погашает кредит, а под ограничением – запрет на совершение отдельных операций с объектом недвижимости.
Так как на время пользования заемными средствами кредитополучатель передает купленное жилье в качестве залога банку, все сделки с объектом становятся возможными только при наличии официального разрешения кредитора. Причем степень ограничения заемщика в праве распоряжения имуществом будет зависеть от условий договора. К примеру, не исключено, что плательщик ипотеки не только не сможет легально сдать купленную квартиру, но и прописать в ней членов своей семьи. Иногда для этого требуется специальное разрешение. А уж о таких сделках, как купля-продажа или дарение придется забыть до момента окончательного расчета с кредитором.
Способы снятия обременения
Органом, уполномоченным на совершение любых видов регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, выступает Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии или Росреестр. Ранее все документы, необходимые для регистрации либо снятия обременения подавались непосредственно в отделение федеральной службы. Теперь практика изменилась, поэтому для отмены зарегистрированного ограничения, документация подается через МФЦ. Этот орган выполняет функции посредника между заявителем и государственным регистратором.
Погашение записи об ипотеке через МФЦ
Заемщику нужно лишь собрать пакет необходимых документов, заполнить в отделении Многофункционального центра заявление и дождаться уведомления о предоставлении государственной услуги.
Более подробный алгоритм действий заемщика при самостоятельном снятии обременения будет состоять из следующих этапов:
- Для начала, чтобы избежать отказа в принятии заявления, целесообразно уточнить в территориальном отделении МФЦ полный перечень необходимых для снятия обременения документов, параллельно получить информацию о величине госпошлины, а также взять квитанцию для ее оплаты (если таковые есть в МФЦ);
- Далее нужно подготовить пакет документов, имеющих отношение к оформленной ипотеке. На этом этапе заемщик обращается в банк за выдачей на руки закладной с отметкой о полном погашении ипотечного кредита. При этом важно проверить наличие в документе самой отметки, а также подписи доверенного лица кредитора и печати кредитной организации. Помимо закладной, кредитополучателю потребуется паспорт и в дополнение можно предоставить кредитный договор.
- Имея на руках полный пакет документов, необходимо оплатить госпошлину в размере 350 рублей (размер пошлины следует уточнять заблаговременно, так как законодатель периодически меняет ее величину);
- Теперь после совершения предыдущих действий кредитополучатель может спокойно обратиться в МФЦ, написать в присутствии специалиста заявление и приложить собранные документы.
Снятие обременения через Росреестр
Так как Росреестр с некоторых пор напрямую с населением не работает, но активно использует средства цифровой коммуникации, подать заявление и пакет необходимых для отмены ограничения документов можно через официальный сайт федеральной службы. В таком случае заемщику потребуется электронно-цифровая подпись, поэтому если ее нет, равно как нет и времени для посещения многофункционального центра, разумнее использовать следующий способ.
Отмена ограничения через Сбербанк
В данном случае можно забыть о всем вышесказанном, так как кредитор снимает обременение автоматически после полного погашения кредита.
Процесс снятия обременения не требует присутствия заемщика и осуществляется в несколько этапов:
- Заемщик погашает последний взнос;
- В течение двухдневного периода банк высылает смс-сообщение о запуске процедуры снятия обременения;
- По завершению действий по исключению записи об обременении кредитополучатель уведомляется посредством смс- оповещения.
Во-вторых, автоматический режим снятия обременения требует большего количества времени. По информации, размещенной на сайте кредитора, процедура осуществляется в тридцатидневный срок. И здесь стоит задуматься. Ведь когда отмена ограничения – первостепенный на данный момент вопрос, возможно, быстрее получится, если обратиться в Росреестр самостоятельно.
Почему могут отказать и как узнать о снятии обременения
Если все сделать правильно, проблем со снятием обременения быть не должно. Сложности возникают, как правило, не по вине заемщика, а вследствие соблюдения кредитором внутреннего регламента. В этой связи основания отказа при самостоятельном снятии ограничения сводятся к непредоставлению нужного пакета документов либо предоставлению документа, не отвечающего требованиям Росреестра. К примеру, если в закладной будет отсутствовать отметка о погашении ипотеки или виза доверенного лица. Однако, такой вариант развития событий маловероятен.
Для тех, кому это актуально, поясним, как понять, что ограничения сняты. Так как на госорган возлагается обязанность погасить запись в реестре без обязательного уведомления об этом заявителя, необходимые сведения заемщик должен получить сам. Для этого нужно обратиться с заявлением в федеральную службу, оплатив предварительно сбор за предоставление сведений.
При подаче заявления о предоставлении выписки из ЕГРН взимается плата в следующем объеме:
- 300 рублей, если заявитель желает получить выписку в электронном виде;
- 700 рублей, если заявителю необходима информация на бумажном носителе.