При подаче документов с использованием материнского капитала на погашение ипотеки требуют соблюдения определенных правил оформления и подачи, нарушение которых приводит к получению отрицательного решения в ПФР. Для исключения риска временных потерь рекомендуется ознакомиться с существующими требованиями, в том числе в части прохождения общепринятой процедуры.
Условия распоряжения сертификатом.
Программа социальной направленности с участием материнского капитала на протяжении нескольких лет успешно действует на территории российских регионов. В рамках проекта граждане получают финансовую поддержку от государства, сумма которой зависит от количества и времени рождения детей.
Период действия программы с участием материнского капитала продлено до 31 декабря 2026 года. За время действия проекта несколько раз менялись правила и условия получения средств.
Основные нововведения коснулись следующих моментов:
- сумма государственных выплат;
- время получения сертификата;
- возможные направления использования;
- способы оформления документов.
Правила программы предполагают несколько способов использования средств маткапитала, а большинство владельцев сертификата предпочитают направлять их на погашение ипотечных займов.
Допускается выбор следующих вариантов:
- оплата первоначального взноса;
- погашение части кредита или его остатка;
- платежи по начисленным процентам.
Что необходимо учитывать владельцам сертификата.
Обладание сертификатом не гарантирует 100% получение ипотеки, но существенно увеличивает вероятность одобрения от банковской организации. Требования в части достаточности получаемого дохода и качества кредитной истории предъявляют практические все кредитные организации. Если заявитель будет признан неплатежеспособным или окажется не в состоянии предъявить перечень обязательных документов, то в его адрес поступит отказ.
Основные требования и правила погашения ипотеки средствами маткапитала определены нормами ст. 10 ФЗ №256.
Основополагающими выступают следующие моменты:
- Для приобретения доступна недвижимость, которая находится на территории одного из российских регионов;
- Каждому члену семьи должна быть выделена часть доли в праве владения жилой недвижимостью, размер которой определяется супругами согласно взаимным договоренностям;
- Сертификат оформляется на одного из родителей, а в большинстве случаев владельцем документа становится мать;
- Средства поддержки можно направить на улучшение условий проживания, в том числе приобретение нового жилья по договору купли-продажи и ДДУ, реконструкцию имеющейся во владении недвижимости;
- Заемные средства должны быть получены в банковской организации, Дом.РФ или кредитном кооперативе.
ПФР материнский капитал ипотека: документы на погашение.
Несколько лет назад единственным вариантом получения сертификата и разрешения на возможность использования остатка средств маткапитала выступало личное посещение территориального подразделения Пенсионного Фонда. Упростить процедуру получения документов, уменьшить очереди и снизить нагрузку на специалистов ведомства позволило внедрение технологий по удаленной записи на прием и подачи документов с использованием онлайн-сервиса портала Госуслуг.
Стандартный перечень документов для ПФ для получения разрешение на использование маткапитала включает:
- удостоверение личности заявителей;
- свидетельство о браке либо о его расторжении;
- материнский сертификат;
- подтверждение покупки недвижимости или нахождении ее в собственности;
- договор кредитования с графиком платежей, справка об остатке задолженности;
- обязательство на оформление имущества в собственность каждого члена семьи;
- справка с реквизитами банковского счета.
Документы могут быть поданы владельцем сертификата лично, посредством отправки заказным письмом или через доверенное лицо. Заявление может быть подано через сервис портала Госуслуг и в этом случае в личный кабинет заявителя придет уведомление о принятии заявления и предлагаемом сроке посещения подразделения с оригиналами документов.
Документы: нюансы оформления.
Пенсионный Фонд выступает контролирующей организацией, специалисты которой осуществляют надзор в части правильности расходования средств семейного и корректности оформления документов.
При желании использовать субсидию для погашения ипотеки важно учитывать следующие нюансы:
- Сумма первоначального взноса в рамках стандартных ипотечных программ варьируется в пределах 10—15%, но некоторые банки требуют, чтобы часть платежа была погашена за счет собственных сбережений;
- Досрочное погашение займа требует соблюдение процедуры предварительного уведомления, а правила процедуры в различных кредитных организациях могут незначительно отличаться;
- Оплатить штрафы и начисленные пени по ипотечному кредиту за счет средств маткапитала невозможно;
- После перечисления средств в счет погашения кредита важно проконтролировать остаток и получить новый график платежей.
Последние нововведения.
Специалистам Пенсионного Фонда для рассмотрения заявления отводится 30 дней, а в течение 5 последующих суток они должны направить уведомление. Если решение будет отрицательным, то должны быть четко указаны причины отказа. Деньги на счет перечисляются в течение 10 дней с момента вынесения положительного вердикта.
Регламентными документами планируется установить следующие правила:
- на оформление материнского капитала — 5 дней вместо 15;
- на рассмотрение заявления о возможности использования средств материнского капитала — 10 рабочих дней вместо 30;
- если ПФР потребуется выполнить запрос в другие ведомства, то срок может быть увеличен на 15 и 20 суток соответственно.
С середины апреля вступили в действия изменения, согласно которым данные о всех появившихся на свет малышах планируется направлять в ПФР из единой базы ЗАГС. Сертификаты на рожденных после этого времени детей будут оформляться в автоматическом режиме, а для остальных граждан порядок оформления материнского сертификата останется прежним.
Для возможности использования средств маткапитала для погашения ипотечного кредита заемщик обязан получить разрешение от ПФР. Для этого требуется оформить заявление и предоставить перечень обязательных документов, а использование онлайн-сервисов позволяет сократить временные затраты на прохождение процедуры.