Как приватизировать служебную квартиру интересует тех, кто не имеет собственного жилья, но предпринимает попытки исправить подобную ситуацию. Рассчитывать на получение положительного ответа от собственника недвижимости и успешность проведения сделки можно только при знании нюансов процедуры и необходимой последовательности действий.
Особенности служебного жилья
Сегодня жилищный фонд делится на несколько категорий. Служебные помещения относятся к группе специализированного ЖФ и принадлежат конкретному предприятию или государству. С их помощью владельцы решают вопросы обеспечения жильем своих сотрудников, поэтому квартиры предоставляются работникам только для временного проживания.
Сегодня специализированный фонд имеют:
- жилищно-коммунального хозяйства;
- аварийно-спасательные службы;
- рыболовецкие и лесозаготовительные хозяйства;
- министерства здравоохранения, обороны и МВД.
Вне зависимости от того, кто является владельцем жилья с работником всегда заключается договор найма. Срок действия соглашения не может превышать длительности договорных отношений, и он прописывается в контракте или трудовом договоре.
Подобные проблемы может решить приватизация, но в отношении недвижимости со статусом «служебное» в реальности возникает множество сложностей и непреодолимых препятствий. Часто для возможности приватизации квартиры, полученной от министерства здравоохранения, МВДВ или иных ведомств, требуется решать вопросы через суд.
Можно приватизировать квартиру от министерства обороны и от министерства здравоохранения
Действующим законодательством установлено единое правило, согласно которому приватизировать служебное помещение нельзя. Подобное ограничение понятно, так как предоставление такого жилья осуществляется предприятием для извлечения выгоды.
Законодательство накладывает запрет на приватизацию служебного жилья, но из каждого правила есть исключения.
Передача квартиры с таким статусом возможна в следующих ситуациях:
- Недвижимость лишится статуса служебного;
- Собственник помещения даст согласие на проведение процедуры.
На практике чаще встречается приватизация по первому варианту, когда в силу банкротства предприятия, его преобразования или иных жизненных обстоятельств недвижимость переходит в фонд муниципального или государственного жилья. Собственник может принять добровольное решение о передаче здания органам местного управления или государству.
Подобное часто происходит при ликвидации предприятия, ликвидации или реорганизации ГУП, МУП. Встречаются ситуации, когда подобное решение о передаче принимается владельцем жилого объекта в связи с невозможностью нести расходы, связанные с его содержанием.
Порядок приватизации квартир ведомств и МВД в 2019 году
Документы могут быть поданы следующими способами:
- лично при обращении в уполномоченный орган;
- через доверенное лицо;
- посредством использования услуг МФЦ.
Перечень необходимых для рассмотрения документов в каждой конкретной ситуации может отличаться, поэтому их полный перечень рекомендуется уточнить заранее. Неточности или неполный пакет бумаг приведет к возврату и отказу в заключении договора.
Право владения появляется только после прохождения процедуры государственной регистрации, поэтому такой этап считается обязательным и завершающим процедуру приватизации. Документальным свидетельством выступает выписка, которая предоставляет собственнику полный объем имущественных прав в части возможности распоряжения жилой недвижимостью.
Судебная практика
Приватизация служебного помещения возможна только после присвоения жилью статуса муниципального или государственного. Часто разрешения на проведение подобных действий от собственника получить невозможно в силу его отсутствия или иных обстоятельств.
Согласно действующему законодательству, существуют обстоятельства, при которых человек не может быть выселен из служебного жилья без предоставления нового с оформлением договора социального найма.
Для этого продолжительность работы сотрудника в организации должна быть не менее 10 лет и перезаключение соглашения возможно в следующих случаях:
- Работник уволен в связи с пенсионным возрастом;
- Сотрудник получил инвалидность 1 или 2 степени, которая стала результатом производственной травмы или профессионального заболевания;
- Смерть представителя органа государственной власти либо предприятия;
- Увольнение нанимателя по причине ликвидации организации либо сокращения штатной численности.
Специалисты рынка недвижимости при возникновении недоразумений рекомендуют проверять законность присвоения жилью статуса служебного.
Подобная процедура имеет следующие особенности:
- Решение о включении объектов в категорию специального фонда принимается согласно четко регламентированной процедуре;
- Подобные действия проводятся до момента предоставления жилья для проживания;
- Статус служебного помещения должен быть подтвержден документально в ходе государственной регистрации недвижимости.
При соблюдении всех перечисленных условий можно говорить о законности присвоения жилью статуса служебного. Сведения подобного рода можно получит при обращении к специалистам государственного архива.
Наличие у жилого помещения статуса служебного делает невозможным его приватизацию. Исправить ситуацию можно только при переходе квартиры в фонд муниципального или государственного фонда, что может быть осуществлено по согласию действующего собственника, на основании ходатайства или судебного решения.