Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам имеет ряд особенностей, знания о которых позволит упростить процесс оформления. Наличие большой задолженности чревато тем, что человеку может быть отказано в прохождении процедуры, а факт наличия неоплат способен послужить основанием для выселения жильцов.
Можно ли приватизировать квартиру с долгами по коммунальным платежам
Возможность приватизации будет доступна только при наличии на руках действующего договора социального найма. Подобный документ дает возможность нанимателю и членам его семьи проживать на территории квартиры, быть зарегистрированным на ее площади и при наличии желания участвовать в приватизации. Одним из пунктов договора является обязанность оплачивать услуги ЖКХ и при невыполнении подобного условия владелец помещения будет вправе инициировать процесс выселения жильцов.
Закон о приватизации определяет порядок процедуры и требования, которые предъявляются к ее участникам и жилому помещению. Он не содержит пунктов о том, что наличие задолженности по ЖКХ может стать основанием для отказа передачи квартиры в собственность нанимателя.
В число ограничивающих обстоятельств входит:
- признание жилья аварийным;
- нахождение квартиры на территории закрытого городка или воинской части;
- расположение объекта в здании или на участке больничного, школьного или иного социального учреждения.
Особенности приватизации квартиры с долгами
Теория и практика в реальной жизни довольно часто вступают в противоречия. Процесс приватизации связан со сбором большого количества документов и часто человеку отказывают в их предоставлении, аргументируя это наличием задолженности по оплате ЖКХ. Подобное с точки зрения законодательства классифицируется как самоуправство и относится к категории неправомерных действий.
Приватизация квартиры с задолженностью за предоставленные услуги ЖКХ имеет следующие особенности:
- Процесс занимает более длительное время;
- Решение вопросов отказа в предоставлении необходимых документов часто требует привлечения судебного механизма;
- Приватизация не отменяет обязанность в дальнейшем платить за ЖКХ;
- Да передачи объекта в собственность всегда существует риск претензий со стороны владельца в адрес нанимателя и возможность расторжения договора.
Существует ситуации, когда наличие задолженности по квартплате не является причиной отказа в приватизации. Уполномоченный орган по жилищным вопросам вправе дать отрицательное заключение, когда объект не удовлетворяет законодательным требованиям, то есть не числится на балансе муниципалитета, имеет статус аварийного жилья или связан с иными обстоятельствами. Причиной обоснованного отказа может послужить предоставление неполного пакета документа или недостоверных данных.
Возможные варианты действий при получении отказа
Возможны следующие варианты:
- достижение компромисса;
- использование механизма судебного разбирательства.
Часто гражданину не выдаются справки из-за отнесения его к категории злостных неплательщиков. Для получения подобного статуса достаточно иметь задолженность за 6 и более месяцев. В такой ситуации можно попробовать пойти на компромисс и погасить часть задолженности для снижения общей суммы неуплаты.
Гражданин вправе принять решение о необходимости реализации кардинальных мер и прибегнуть к следующему алгоритму действий:
- потребовать объяснения отказа;
- обратиться к руководителю подчиненного и потребовать письменное обоснование;
- зафиксировать факт самоуправства;
- обратиться с заявлением в суд.
Подобные вопросы лежат в компетенции Мировых судей. В среднем решение вопроса можно ожидать через 2 недели с момента подачи заявления и необходимых документов. Подобный вариант обращения в суд эффективен и позволяет получить требуемые для оформления приватизации документы.
Его недостатком является необходимость тратить время и нервы для разрешения подобных споров. Длительность разбирательств в большинстве случаев продолжительно, что с большой долей вероятности приведет к необходимости ранее полученных бумаг повторно из-за завершения их сроков действия.
Порядок и этапы приватизации в 2019 году
Порядок шагов для приватизации помещения с задолженностью по ЖКХ:
- Определить общее количество лиц, которые станут участниками приватизационного процесса;
- Оформить отказ при принятии решения не участвовать в процедуре одного или нескольких жильцов;
- Посетить БТИ и иные организации для получения необходимых справок и документов;
- В случае отказа предоставить бумаги потребовать письменное обоснование;
- Подать иск в суд и дождаться результатов рассмотрения;
- Собрать требуемые документы и передать их для принятия решения о возможности приватизации в уполномоченный орган для решения жилищных вопросов или воспользоваться услугами МФЦ;
- Заключить договор в части передач в собственность социальной квартиры;
- Пройти регистрационную процедуру по предоставлению права собственности.
После прохождения процедуры регистрации права собственности заявителю будет выдан документ, дающий право на полноценное распоряжение имуществом. С этого момента собственник может осуществлять любые имущественные сделки в отношении полученной квартиры.
При желании возможно проведение капитальных работ и действий по перепланировки. В случае дальнейшего роста задолженности по услугам ЖКХ будут начисляться пени, а в его адрес могут поступить претензии со стороны организаций, предоставляющих подобные услуги.
Какие документы потребуются
Помощь в сборе и подготовке документов могут оказать специалисты по недвижимости, которые за небольшую оплату своих услуг окажут квалифицированную помощь и помогут ускорить процесс приватизации.
В перечень обязательных документов для приватизации входит:
- договор социального найма;
- выписка из домовой книги;
- технические документы помещения;
- удостоверения личности проживающих в квартире;
- подтверждение факта неиспользования получения бесплатного жилья ранее;
- свидетельства о рождении для несовершеннолетних младше 14 лет.
При обстоятельствах, когда зарегистрированные жильцы выразят отказ в участии процесса приватизации, потребуется оформить официальный отказ. Список вышеперечисленных документов может дополняться в зависимости от конкретных обстоятельств проведения сделки.
Например, в случае смерти ответственного квартиросъемщика может потребоваться предоставить свидетельство о кончине. При смене фамилии потребуется предоставить основания, которые послужили основаниями для подобных действий в виде брачного свидетельства или бумаги о расторжении союза.