Куда жаловаться на работодателя, если он нарушает права сотрудников? Какие трудовые нарушения могут стать поводом для жалоб и обращений со стороны работников? Как правильно составить и подать документы, чтобы они были рассмотрены соответствующими службами? Актуальность всех этих вопросов вызвана тем, что нарушение прав работников происходит достаточно часто.
Причин таких нарушений огромное множество – от финансовых трудностей организации, которые могут повлечь за собой нарушения, связанные с выплатами зарплаты и иных полагающихся сотрудникам платежей, и до банального незнания работодателями норм и правил, установленных действующим трудовым законодательством РФ, либо нежелания им следовать.
Какие нарушения могут стать основанием для жалобы или обращения сотрудника в контролирующие органы?
Основанием для обращения сотрудника с жалобой на своего работодателя может стать абсолютно любое нарушение его прав, а также нарушение со стороны работодателя норм и требований, установленных трудовым законодательством страны.
К таким нарушениям могут относиться, в том числе:
- Задержки выплаты зарплаты;
- Нарушение порядка увольнения;
- Отказ в предоставлении отпуска;
- Незаконное привлечение к сверхурочной работе и так далее.
Кто вправе быть заявителем при обращениях в государственные и общественные органы в связи с нарушением его прав со стороны работодателя?
- личное выполнение гражданином трудовой функции за зарплату;
- его подчинение правилам ВТР;
- обеспечение руководством организации или ИП условий труда, предусмотренных ТК РФ.
Куда можно обратиться, если нарушают права работников?
Работники могут защищать свои права с использованием:
- Общественных форм защиты (комиссия по трудовым спорам, профсоюз);
- Государственных форм защиты (государственная инспекция по труду, прокуратура);
- Судебной форме защиты (районный суд).
На сегодняшний день самыми популярными формами защиты являются:
- Обращение в трудовую инспекцию;
- Обращение в суд.
Обращение в ГИТ и прокуратуру.
Прокуратура РФ призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ, и исполнением законов на территории РФ, принимать меры, направленные на устранение нарушений, а также привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении.
Законодательством не установлено обязательной формы такого обращения, однако, для того, чтобы она была рассмотрена необходимо включить в нее следующие сведения:
- Название территориального отдела ГИТ или прокуратуры, в которую направляется обращение;
- Сведения о заявителе (Ф.И.О., почтовый и (или) электронный адреса, контактный телефон);
- Сведение о работодателе (название организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ОГРН, ИНН, адрес, контактный телефон, сведения о руководителе);
- Описание обстоятельств, которые повлекли нарушение прав работника или трудового законодательства;
- Подтверждение обстоятельств, повлекших такие нарушения;
- Список подтверждающих документов, прилагаемых к обращению;
- Подпись заявителя с расшифровкой;
- Дата.
Вместе с обращением в соответствующий орган нужно передать документы, подтверждающие сведения и информацию, указанные в нем.
По результатам рассмотрения указанные государственные органы вправе:
- Провести внеплановую проверку деятельности работодателя;
- Выдать работодателю предписание об устранении трудовых правонарушений;
- Привлечь работодателя – нарушителя к ответственности.
Можно ли обращаться в государственные органы анонимно?
При этом, важно знать, что государственные органы не рассматривают анонимные жалобы, поэтому, включение в них сведений о заявителе являются обязательными. Помимо инициалов заявителя, в обращении необходимо указать почтовый и (или) электронный адреса, для ответа.
Обращение в Суд.
Процедура подачи и рассмотрения таких заявлений работников регулируется не только трудовым, но также и гражданско-правовым законодательством. Работники, принявшие решение защищать свои права в судебном порядке должны знать следующие основные правила:
- Заявления в суд должны составляться и подаваться в строгом соответствии с ГПК РФ;
- Иски к работодателям подаются и рассматриваются районными судами по адресу места нахождения или места жительства работодателя;
- Досудебное урегулирование спора не является обязательным;
- Госпошлина, а также судебные расходы при обращении в суд работником, не уплачиваются;
- Заявления по делам об увольнении должны подаваться в течение 1 месяца со дня получения работником соответствующего приказа или трудовой книжки; о невыплате зарплаты – в течение 1 года; по остальным нарушениям – в течение 3 месяцев со дня, когда сотрудник узнал или мог узнать о нарушении своих прав.
Как действовать, если нарушают трудовой кодекс?
Столкнувшись с нарушением своих трудовых прав, работнику следует, в первую очередь, обратиться с заявлением об устранении нарушений к самому работодателю. Обращаться нужно в письменной форме, все заявления и документы передавать под роспись, чтобы в дальнейшем иметь доказательства таких обращений.
В случае, если это не помогло, работнику нужно заняться сбором документов, подтверждающих нарушение его прав. Только после этого можно составлять жалобы и заявления, и направлять их в соответствующие контролирующие органы.
Может ли работник рассчитывать на защиту своих прав, если работал неофициально?
Работники, оформленные неофициально, относятся к одной из самых уязвимых категорий. Многие из них, столкнувшись с нарушением своих прав даже не пытаются их защитить, так как считают, что отсутствие заключенного трудового договора является поводом для отказа в удовлетворении государственными органами и судами их требований.
Куда жаловаться на директора, если не платит зарплату?
Нарушение сроков выплаты зарплаты является одним из самых частых нарушений в области трудового законодательства. Пожаловаться на своё руководство в такой ситуации можно и в ГИТ, и в прокуратуру, так как оба этих органа уполномочены давать руководителям предписания об устранении трудовых правонарушений.
Куда жаловаться по серой зарплате?
Многие работодатели с целью сэкономить на больших «зарплатных» налогах и взносах, выплачивают часть зарплаты сотрудника «в конверте». Экономя деньги для себя, они, тем самым уменьшают будущую пенсию своих сотрудников.
Контакты ГИТ в Москве.
Для жителей Москвы работает телефон горячей линии: 8 (495) 343-95-98, по которому можно проконсультироваться по любым интересующим трудовым вопросам. Также можно обратиться по номеру 8 (800) 707-88-41, звонки на который являются бесплатными для жителей любого уголка нашей страны.
Обратиться в инспекцию труда и бесплатно проконсультироваться можно также с помощью интернет-ресурса онлайнинспекция.рф.
Для получения консультации жители города Москвы могут направлять свои вопросы и обращения, а также жалобы на работодателя почтовым отправлением по адресу: 115582, г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, кор. 3