Регистрация перехода права собственности на земельный участок характеризуется определенными особенностями, которые во многом зависят от конкретных обстоятельств сделки. Знание основных нюансов и наиболее часто совершаемых ошибках позволят избежать досадных недоразумений и сократить время на прохождение процедуры.
Полное описание процедуры.
Право владения землей возникает на основании различного вида имущественных сделок. Значительная часть операций проводится посредством оформления купли-продажи, но надел может получить нового владельца в результате обмена, дарения или передачи по наследству. Граждане могут получать участки под различное целевое использование на основании акта государственного или муниципального органа, а также судебных решений.
Регистрация перехода права владения на основании заключенных договоренностей в рамках соглашения купли-продажи обладает определенными особенностями. Отчуждению может подлежать только объект, прошедший процедуру постановки на кадастровый учет, в результате которой ему присваивается уникальный номер.
Процедура состоит из следующих этапов:
- заключение договора о межевании;
- проведение геодезических работ;
- получение межевого плана;
- сбор необходимых документов;
- постановка участка на учет и регистрация;
- заключение соглашения о продаже;
- перерегистрация права.
Через МФЦ.
Регистрационные действия по переходу права собственности на участок регистрируется на основании поданного заявления. МФЦ выступает посреднической организацией, при использовании услуг которой можно упростить процесс взаимодействия с сотрудниками Росреестра. Форма и правила заполнения заявления утверждены приказом Минэкономразвития № 920. от 08.12.2015.
Документы могут быть поданы путем использования следующих вариантов:
- личное обращение;
- через представителя;
- почтовое отправление;
- использование интернет-технологий.
Через госуслуги.
Взаимодействие через портал Госуслуг позволяет существенно упростить процесс взаимодействия между ведомствами и заявителями. Для возможности использования сервиса гражданин обязан пройти процедуру авторизации, результатом которой станет получения логина и пароля для входа.
Посетитель может получить следующие преимущества:
- Обладание достоверной и актуальной информации о предоставлении услуги;
- Получение консультации и ответов на вопросы через сервисы поддержки;
- Информирование о ходе прохождения процедуры посредством личного кабинета;
- Возможность удаленной записи на прием в удобное время;
- Использование возможностей удаленной подачи документов и цифровой подписи.
Документы.
Перечень документов может незначительно отличаться в зависимости от особенностей конкретной ситуации. Определяющим фактором выступает основание, поэтому в рамках договора купли-продажи и наследования необходимо предоставит разный список документов.
Набор документов также зависит от следующих обстоятельств:
- наличие долевой или общей собственности;
- общее количество владельцев участка;
- участие в сделке несовершеннолетних;
- дееспособность собственника иные ограничения;
- социальный статус и наличие согласия супругов.
Стандартный набор документов в рамках договора купли-продажи представлен следующим списком:
- оформленное по образцу заявление;
- удостоверение личности заявителя;
- кадастровый паспорт на землю;
- подписанный договор купли-продажи;
- правоустанавливающие документы на участок;
- брачный договор или свидетельство о расторжении;
- согласие супруга на проведение сделки.
Срок и временные характеристики.
Срок прохождения регистрации права собственности зависит от нескольких факторов. На временные характеристики влияет скорость подготовки основного пакета документов. Если речь идет о необходимости прохождения уведомления долевых собственников, то процесс может растягиваться на месяц и более.
Отсчет начинается от даты фиксации обращения гражданина, а в расчет принимаются только рабочие дни. Подтверждением факта приема документов выступает расписка, на которой указывается плановая дата готовности правоустанавливающих бумаг.
Если участок находится в другом регионе.
Использование в работе ведомства экстерриториального принципа работы дает возможность физическим лицам и представителям бизнеса обращаться за фиксацией перехода права собственности на земельный участок безотносительно места нахождения недвижимости.
Заявитель может воспользоваться услугами законного посредника, но обязательным условием считается наличие официально оформленной доверенности. Допустимо вариант использования сервиса «Личного кабинета», но для этого потребуется иметь возможность заверения электронной подписью.
Возможно ли оформить без межевания и нюансы оформления дома.
Проведение процедуры межевания позволяет определить четкие границы участка и избежать дальнейших проблем, связанных с возникновением претензий со стороны владельцев смежных участков. Риск приобретения надела без согласования территории и размеров чреват необходимостью прохождения межевых споров и кадастровых неточностей, в результате которых возможно существенное уменьшение территории.
Образец заявления.
Оформление заявления о переходе права владения на участок предполагает заполнение унифицированного бланка. Документ заполняется каждой из сторон имущественной сделки, а информация должна быть заполнена во всех обязательных подразделах. Обычно на один объект недвижимости оформляется одно заявление, но исключение могут составлять ситуации, когда речь идет о регистрации права на несколько вновь образованных объектов.
Заявления о госрегистрации перехода прав на земельный участок скачать образец
В заявлении потребуется заполнить следующую информацию:
- полное наименование государственного регистрирующего органа;
- сведения о земельном участке, в том числе кадастровый номер;
- основания возникновения и вид права собственности;
- данные участников имущественной сделки;
- желаемый способ получения извещений и уведомлений;
- дата и личная подпись заявителя.
Госпошлина и вопросы расходов.
Для регистрации перехода права собственности физическому лицу потребуется уплатить 2 000 рублей, а расходы юридического лица составят 22 000 рублей. Расчет может быть проведен в безналичной форме или посредством внесения денег в кассу. Квитанция об оплате входит в перечень обязательных документов.
Дополнительные расходы могут потребоваться в случае привлечения услуг нотариуса. Их размер зависит от расценок конкретной конторы и перечня выполняемых работ.
В стандартный набор входит:
- Оказание консультации по возникающим вопросам;
- Составление шаблонов и проектов документов;
- Контроль правильности оформления договора;
- Составление доверенности (при наличии представителя).
Процедура регистрации прав собственности на объекты недвижимости характеризуется четкой регламентацией и отлаженностью процесса. Правильное оформление документов выступает гарантом отсутствия различного рода проблем и недоразумений в будущем.