Сегодня значительная часть российских граждан использует преимущества найма жилья, но немногие знают, что избавить от конфликтных ситуаций может правильно составленный акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду. Специалисты советуют использовать такой документ при заключении имущественной сделки, для чего достаточно изучить основные нюансы его оформления.
Что представляет собой акт приема-передачи
Документ представляет собой приложение к договору аренды, обеспечивает гарантии сохранности помещения и находящегося на его территории имущества. Сегодня значительная часть квартир сдается с имуществом в виде предметов мебели и техники, которые имеют ценность для владельца. Оформление акта приема-передачи предполагает фиксацию состояния квартиры и находящихся в ней предметов на момент въезда квартиросъемщика для проживания.
Оформление документа несет положительные моменты как для съемщика жилья, так и для владельца жилого помещения. Наличие акта дает следующие преимущества:
- Доказывает факт передачи недвижимости и имущества квартиросъемщику;
- Гарантирует отсутствие необоснованных претензий и обвинений, в адрес каждого из участников арендных отношений;
- Дает уверенность арендатору в сохранности имущества, а в случае повреждений или утраты — гарантию компенсационных выплат;
- Заставляет нанимателя жилья бережнее относиться к содержанию порядка в квартире, аккуратно использовать мебель и технику;
- Гарантирует квартиросъемщику спокойный выезд при отсутствии нарушений и фактов порчи арендуемого имущества.
Акт приема-передачи является юридически значимым документом, способным защитить права и интересы обоих участников арендных отношений. Документ содержит информацию, которая отсутствует в основном договоре аренды. Большая часть посвящена описанию имущества и его состояния, так как значительная часть конфликтов возникает именно по вопросам небрежной эксплуатации и порчи. В акте не указывается информация об ответственности нанимателя и владельца жилья, так как подобные пункты прописываются в договоре найма, и они определяют ответственность квартиросъемщика.
Правила составления акта
Документ акта приема-передачи не имеет законодательно утвержденной формы. В нем указывается та информация и перечень с описью имущества, которые владелец посчитает нужным включить, а арендатор не будет возражать. В обязательном порядке должно быть указано наименование документа, реквизиты квартиры и данные основных участников сделки.
Акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду скачать образец
Алгоритм составления документа выглядит следующим образом:
- В шапке указывается дата заключения договора найма, что устанавливает взаимосвязь между актом и соглашением;
- Указываются основные участники сделки, в том числе данные паспорта;
- Прописывается информация о предмете аренды, указывается точный адрес жилого объекта;
- Оговаривается факт передачи ключей от арендуемой квартиры и входной двери подъезда, которые наниматель будет обязан сдать после окончания действия арендного договора.
Далее собственник жилого объекта должен как можно подробнее описать ценное имущество, которое находится в квартире. К указанию подлежит:
- описание жилого помещения, имеющиеся дефекты и недостатки;
- состояние коммуникационных сетей;
- информация о бытовой технике и ее характеристики;
- наличие инвентаря, предметов мебели, состояние отделки и прочие подробности.
Специалисты не советуют пренебрегать фотографированием имущества, которое находится в арендуемом помещении. Такие наглядные иллюстрации будут наглядно демонстрировать состояние вещей и предметов до въезда жильца и после его выезда. Такие действия выгодны обоим участникам арендной сделки, так как позволяют избежать необоснованных обвинений в порче имущества.
Важные моменты
Для придания документу о передаче имущества юридической силы должна присутствовать подпись арендатора и арендодателя. Если в силу жизненных обстоятельств один из участников не может лично присутствовать при подписании документов, то законом допускается представление его интересов другим человеком, имеющим нотариальную доверенность. Однако для исключения недоразумений подписи в договоре найма и акте приема-передачи не должны различаться.
При подписании может участвовать третье лицо, привлекаемое в качестве свидетеля. Своей подписью он подтверждает правдивость указанных в акте сведений. Впоследствии в случае разбирательств он может представлять интересы стороны, чьи права были нарушены.
Нужен ли вообще акт приема-передачи?
В результате квартиросъемщик уверен в том, что со стороны владельца не поступит необоснованных претензий в отношении указанного списка. Собственник недвижимости в случае конфликтных ситуаций сможет обратиться с иском в суд с требованием возместить ущерб за порчу или утрату имущества, которое было включено в акте.