Что такое акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду и как его составить

акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду, рукопожатие на фоне дома

Сегодня значительная часть российских граждан использует преимущества найма жилья, но немногие знают, что избавить от конфликтных ситуаций может правильно составленный акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду. Специалисты советуют использовать такой документ при заключении имущественной сделки, для чего достаточно изучить основные нюансы его оформления.

Что представляет собой акт приема-передачи

Документ представляет собой приложение к договору аренды, обеспечивает гарантии сохранности помещения и находящегося на его территории имущества. Сегодня значительная часть квартир сдается с имуществом в виде предметов мебели и техники, которые имеют ценность для владельца. Оформление акта приема-передачи предполагает фиксацию состояния квартиры и находящихся в ней предметов на момент въезда квартиросъемщика для проживания.

Оформление документа несет положительные моменты как для съемщика жилья, так и для владельца жилого помещения. Наличие акта дает следующие преимущества:

  1. Доказывает факт передачи недвижимости и имущества квартиросъемщику;
  2. Гарантирует отсутствие необоснованных претензий и обвинений, в адрес каждого из участников арендных отношений;
  3. Дает уверенность арендатору в сохранности имущества, а в случае повреждений или утраты — гарантию компенсационных выплат;
  4. Заставляет нанимателя жилья бережнее относиться к содержанию порядка в квартире, аккуратно использовать мебель и технику;
  5. Гарантирует квартиросъемщику спокойный выезд при отсутствии нарушений и фактов порчи арендуемого имущества.

Акт приема-передачи является юридически значимым документом, способным защитить права и интересы обоих участников арендных отношений. Документ содержит информацию, которая отсутствует в основном договоре аренды. Большая часть посвящена описанию имущества и его состояния, так как значительная часть конфликтов возникает именно по вопросам небрежной эксплуатации и порчи. В акте не указывается информация об ответственности нанимателя и владельца жилья, так как подобные пункты прописываются в договоре найма, и они определяют ответственность квартиросъемщика.

Правила составления акта

Документ акта приема-передачи не имеет законодательно утвержденной формы. В нем указывается та информация и перечень с описью имущества, которые владелец посчитает нужным включить, а арендатор не будет возражать. В обязательном порядке должно быть указано наименование документа, реквизиты квартиры и данные основных участников сделки.

 

Акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду скачать образец 

 

Алгоритм составления документа выглядит следующим образом:

  1. В шапке указывается дата заключения договора найма, что устанавливает взаимосвязь между актом и соглашением;
  2. Указываются основные участники сделки, в том числе данные паспорта;
  3. Прописывается информация о предмете аренды, указывается точный адрес жилого объекта;
  4. Оговаривается факт передачи ключей от арендуемой квартиры и входной двери подъезда, которые наниматель будет обязан сдать после окончания действия арендного договора.

Далее собственник жилого объекта должен как можно подробнее описать ценное имущество, которое находится в квартире. К указанию подлежит:

  • описание жилого помещения, имеющиеся дефекты и недостатки;
  • состояние коммуникационных сетей;
  • информация о бытовой технике и ее характеристики;
  • наличие инвентаря, предметов мебели, состояние отделки и прочие подробности.
Нанимателю рекомендуется удостовериться в работоспособности техники и отсутствии внешних повреждений механического характера на арендуемых предметах интерьера. При обнаружении дефектов и недочетов необходимо вписать информацию такого рода в соответствующий пункт списка описи имущества. В конце перечня в пустых строках необходимо проставить прочерки для того, чтобы владелец арендуемого жилого объекта не имел возможности вписать в документ дополнительные предметы, а позже предъявить претензии в их отсутствии в квартире.

Специалисты не советуют пренебрегать фотографированием имущества, которое находится в арендуемом помещении. Такие наглядные иллюстрации будут наглядно демонстрировать состояние вещей и предметов до въезда жильца и после его выезда. Такие действия выгодны обоим участникам арендной сделки, так как позволяют избежать необоснованных обвинений в порче имущества.

Важные моменты

Составление акта-передачи является добровольным решением участников сделки. Бланк не подлежит процедуре регистрации, а, следовательно, никакой оплаты пошлины и иных взносов не потребуется.

Для придания документу о передаче имущества юридической силы должна присутствовать подпись арендатора и арендодателя. Если в силу жизненных обстоятельств один из участников не может лично присутствовать при подписании документов, то законом допускается представление его интересов другим человеком, имеющим нотариальную доверенность. Однако для исключения недоразумений подписи в договоре найма и акте приема-передачи не должны различаться.

Документ составляется в 2-х экземплярах, поэтому каждый участник сделки становится владельцем одного из них. Составление документа может проходить в месте, которое было согласовано арендатором и владельцем квартиры. По сложившейся практике в значительной части случаев им является территория арендуемой квартиры.

При подписании может участвовать третье лицо, привлекаемое в качестве свидетеля. Своей подписью он подтверждает правдивость указанных в акте сведений. Впоследствии в случае разбирательств он может представлять интересы стороны, чьи права были нарушены.

Нужен ли вообще акт приема-передачи?

Акт приема-передачи не относится к категории обязательных документов, оформляемых при заключении арендного договора, но его наличие может стать гарантом спокойствия для обоих участников сделки. В бланке указывается информация о ценном имуществе, которое находится в квартире, а также описывается состояние жилого объекта.

В результате квартиросъемщик уверен в том, что со стороны владельца не поступит необоснованных претензий в отношении указанного списка. Собственник недвижимости в случае конфликтных ситуаций сможет обратиться с иском в суд с требованием возместить ущерб за порчу или утрату имущества, которое было включено в акте.

Ссылка на основную публикацию