Можно ли сдавать муниципальную квартиру в аренду

можно ли сдавать муниципальную квартиру в аренду, дверь открыта с табличкой знака вопроса

Сегодня наряду с приватизированными квартирами существует не приватизированные жилые объекты и часто проживающие в них граждане задаются вопросом, можно ли сдавать муниципальную квартиру в аренду. Для исключения риска неприятных последствий достаточно изучить основные нюансы, связанные с заключением договора социального найма.

Особенности муниципального жилья

Согласно ЖК РФ и нормативно-правовым актам не приватизированныое жилье принадлежит государству. Объекты из муниципального жилищного фонда предоставляются во владение лицам, имеющим статус нуждающихся в жилье. В этом случае заключается документ о социальном найме жилья, по которому в качестве собственника выступает орган местного самоуправления, имеющий на подобные действия права. В этом случае проживающие в муниципальной квартире лица являются нанимателями, а не собственниками, поэтому они не могут свободно распоряжаться жилым помещением.

Заключение и подписание с гражданином соглашения о социальном найме накладывает на квартиросъемщика ряд обязанностей, при невыполнении которых возможны негативные последствия в виде расторжения договора. Гражданину запрещено использовать жилье не по назначению, то есть использовать под склады, офисы для своих нужд или для сдачи в этих целях третьим лицам.

В отношении возможности сдачи в найм муниципального жилья другим квартиросъемщикам для проживания существует определенное требование, при выполнении которого такие действия становятся разрешенными. Для этого необходимо получить согласие от владельца, то есть от органа управления имуществом.

Риски сдачи муниципальной квартиры

Ответственность за сохранность муниципального имущества перед государством по закону несет наниматель, выступающий участником договора социального найма. В случае проблем с новым арендатором вопросы разрешения конфликтных ситуаций автоматически лягут на плечи основного съемщика. Например, если пункты договора поднайма не содержат информации о том, кто несет ответственность за своевременную уплату платежей за коммунальные услуги организации и что будет за допущение просрочки, то подобные вопросы будет обязан урегулировать первичный наниматель.

Нарушение условий договора чревато его расторжением. Перечень оснований для прекращения соглашения о социальном найме установлен законодательно. В число основных входит:
  1. отсутствие внесения арендной платы либо платежей за предоставленный объем коммунальных услуг в течение 6 месяцев;
  2. допущение разрушений и различной тяжести повреждений в помещении;
  3. нарушение прав проживающих рядом соседей на систематической основе, что делает дальнейшее проживание рядом невозможным;
  4. использование жилья не по назначению.

В случае подобных нарушений в адрес нанимателя последует предупреждение, а в случае отсутствия их устранения возможно прекращение арендных отношений. В связи с этим в договоре поднайма необходимо максимально учесть все возможные ситуации и способы их решения, прописав это в пунктах договора.

Особенности получения разрешения и заключения договора

Для получения разрешения на сдачу муниципальной квартиры в аренду необходимо подать прошение в управление недвижимостью района, в котором находится объект недвижимости. Документ оформляется на имя начальника, при этом должны присутствовать подписи всех лиц, которые прописаны в помещении и потенциальным арендатором.

После подачи прошения в течении 10 дней на адрес заявителя должен последовать ответ, в котором может содержаться согласие или мотивированный отказ на возможность совершения сделки. В большинстве случаев отрицательное решение связано с большим количеством проживающих в квартире лиц и несоблюдении норм площади на одного человека.

После получения разрешения можно приступать к договору поднайма. Существуют следующие особенности документа:

  • договор является возмездным;
  • длительность соглашения о поднайме не может превышать срок действия основного договора социального найма;
  • при досрочном прекращении договора социального найма автоматически прекращается действие документа поднайма;
  • при отсутствии явного указания на срок действия, новый договор считается заключенным на 1 год.

В договоре поднайма прописываются все условия, определяющие моменты передачи объекта в аренду. В обязательном порядке указываются данные участников сделки и делается акцент, что квартира сдается в субаренду. Достоверно прописываются все реквизиты помещения, включая адрес, этаж, площадь и иные характеристики. Согласно ГК РФ договор поднайма заключается в простой письменной форме и его нотариального заверения не требуется.

 

Скачать бланк договора социального найма жилого помещения 2019года

 

Последствия отсутствия разрешения

Отсутствие документа разрешения от органа управления имуществом может иметь негативные последствия как для нанимателя муниципального жилья, так и для нового арендатора. В такой ситуации многие надеются на то, что совершение сделки останется в тайне. В действительности при обнаружении подобного факта гражданин будет обязан нести административную ответственность и уплатить штраф, а со стороны налоговой службы поступит требование о необходимости уплаты налога с полученного дохода.

Для нового арендатора отсутствие разрешения часто оборачивается негативными последствиями в ситуации, когда согласие на поднайм отсутствует со стороны других лиц, проживающих в муниципальной квартире. Например, запрет на такие действия могут быть наложены, если  когда на сделку несогласны другие законные жильцы помещения.

Отсутствие договора поднайма также несет определенные риски для обоих участников сделки. В случае повреждений или разрушений в помещении, все расходы на восстановление жилого объекта и урегулирование вопросов с соседями лягут на плечи основного нанимателя. В этом случае он не сможет обратиться в суд для восстановления своих прав и возмещения ущерба. Для нового арендатора отсутствие договора чревато выселением, так как законных оснований для нахождения в муниципальной квартире у него не будет.

 

Факт возможности сдачи муниципального жилья определяется наличием разрешения от органа управления имуществом. После получения такого документа возможно заключение сделки, условия которой оговариваются отдельным документом, заключенным в простой письменной форме.

 

Ссылка на основную публикацию